So accidentally cool (nessa_flame) wrote,
So accidentally cool
nessa_flame

.life || Про выпускной альбом.



Сегодняшний пост будет посвящен вовсе не путешествиям (фотографии из апрельского Мадрида я до сих пор не обработала), а другой части моей жизни – Эстеле. И хотя посвящение это, скорее, косвенное, чем прямое, не будь оного, я бы никогда в жизни за подобное не взялась.
Если коротко, то последние два месяца я вовсе никуда не пропадала, просто основная моя деятельность была дополнена созданием выпускного альбома для Бублика, ну и для всех остальных детей из ее группы. Собственно, об этом мне и хотелось бы рассказать, потому что опыт я получила отменный, шишек набила изрядное количество, и, возможно, кому-то из родителей моя история поможет в будущем.


Часть первая, короткая: идея.

На одном из родительских собраний, посвященных грядущему выпуску из рядов детсадовцев, нам – родителям потенциальных выпускников, - показали варианты альбомов. Эти самые варианты были мне до боли знакомы и иллюстрировали «совок» в самом худшем его проявлении: уродливые разнообразные шрифты, корявые коллажи, много позолоты и, конечно, разноцветная, от серого до малинового, кожа у детей на портретах. Они были некрасивыми, практически одинаковыми и совсем не теми альбомами, которые хочется иногда пересматривать: эти «книжечки» из двух разворотов максимум хотелось спрятать далеко-далеко и никогда не больше не вспоминать об их существовании.
Моё чувство прекрасного (совместно со слабоумием и отвагой – но это я поняла позже) взбунтовалось, и я решила, что у моего ребенка такого ада не будет, и точка. Пусть я не детский фотограф, но «что нам стоит?» и далее по тексту. Короче говоря, вызвалась я отвечать за создание этих самых альбомов. Для всей группы.

Дома я села, и, обдумав все вменяемые – как мне тогда казалось, - варианты, сформировала следующие тезисы:
- альбом должен быть нормальной книгой;
- постановочные портреты должны быть оригинальнее, чем «ребенок на стуле с фоном», однако не слишком оригинальные (где-то я видела съемку, где детей наряжали а-ля древнегреческие боги и фотографировали в соответствующем стиле – это был точно не мой выбор);
- никаких коллажей «вырежем группу деток и поместим на фон с цветочками», только простая верстка;
- он должен иллюстрировать жизнь ребенка в садике, а именно: игры, учебу, сон, взаимодействие с друзьями и воспитателями, и самого ребенка в разных ситуациях и моментах;
- у каждого ребенка должен быть свой альбом, о нём.

Позже, когда уже был выбран вариант печати, и здравый смысл победил (если так вообще можно сказать в данном случае), я остановилась на 9 уникальных разворотах + 1 общий (с портретами и именами всех детей и воспитателей) для каждого ребенка. Дабы вы могли оценить упомянутое слабоумие, замечу, что изначально хотелось делать по 15 разворотов, что при наличии 16 детей превращалось в 240 - объем работы, требующий полгода подготовки и съемок минимум, без вариантов.

Часть вторая, длинная: реализация.

В идеальном мире подобный проект лучше всего затевать за год до выпуска, и, таким образом, количество необходимых посещений группы можно будет равномерно «разбросать» на протяжении месяцев эдак десяти. У меня этого времени не было, зато была работа с кучей командировок, в том числе и неожиданных. Плюс, детей я до этого проекта не фотографировала (Бублик и ее друзья не в счёт), о чём с ними говорить понятия не имела, да и сам процесс представляла достаточно смутно. Потому решено было обратиться к специалисту – Алине Кондратенко.
Обсудив с ней идею, возможные проблемы в реализации, а также специфику «детских» съемок, мы составили план, согласно которому 23 марта Алина снимала в нашей группе, 29 марта я собирала всех для студийных съемок, а потом мы разбирались, кого сколько не хватает, и когда-кому еще приезжать.

По факту, получилось, что выездов Алины было два, моих выездов было четыре, какое-то количество фотографий было с разнообразных утреников (эх, если бы я тогда подозревала, чем буду заниматься, то фотографировала бы не только и не столько своего ребенка), и плюс, два раза я снимала группу «до эры альбома»: осенью, чтобы получились красивые картинки на шкафчики, и зимой, не помню уже почему, наверное, просто было свободное время и я приехала забирать Эстелу пораньше.

Здесь я хочу подчеркнуть, что за один-два приезда собрать материал для 145 разворотов, которые соответствовали бы моим завышенным требованиям, невозможно. И дело не в том, что у меня нет того самого необходимого опыта. Практика показала, что, во-первых, даже если всех предупредить заранее, придут в нужный день не все. А даже если и все придут, далеко не факт, что все будут в хорошем настроении. Конечно, есть солнышки, которые всегда готовы улыбаться, играть, и сеять добро, но, к сожалению, и у них бывают простуды, а значит 100%-й гарантии, что оба раза вы сможете застать всех детей, нет. Вероятность, что первый раз будут одни, а второй – недостающие, тоже не особенно велика.
В нашем случае, собственно, так и получилось: два последних моих визита были, по сути, досъемкой недостающих детей. Ну и некоторых кадров, конечно, потому что к концу эпопеи я уже знала, что и как хочу верстать.

Но вернемся к хронологии.

23 марта Алина приехала в садик. 9 февраля, за полтора месяца до ее приезда, я разослала первое предупреждение родителям и о её приезде, и о студийной сессии, назначенной на 29 марта. Второе я разослала 17 марта. Из 16 детей были 13.

28 марта я разослала всем родителям смс (с уведомлением о доставке, разумеется) с напоминанием, что состоится съемка, и что нужно приезжать к указанному времени. А еще я напомнила, что часы в ночь с субботы на воскресенье переводят, чтобы уж точно никто не опоздал: где-то в начале марта было составлено расписание, согласно которому на каждого ребенка выделялось по 15 минут, и этот «конвейер» должен был работать как часы, в противном случае график летел в пропасть, что влекло за собой кучу неприятностей.

Студию я искала достаточно долго. Интерьерные не подходили, потому что детей было много (толпа детей явно что-то сломает или испортит), да и красивые интерьеры несколько не вписывались в концепцию. Просто однотонный фон казался мне слишком скучным. Практически все «детские» - а я видела даже странный розовый фон с «Hello, Kitty!», - возвращали меня к мыслям о том совке, от которого мы пытались уйти. Плюс, казалось бы, подходящие студии были расположены достаточно неудобно, что тоже не способствовало легкому и безболезненному выбору.
После двух дней мучений, я вспомнила, что в «Фольге» есть доска. Большая школьная доска. На балконе обнаружился пакет с мелками. Вопрос был решен. Оставалось только найти художника, который бы не только согласился на этой самой доске рисовать, но и понял, что именно от него требуется, исходя из моих несколько туманных объяснений. К счастью, у меня была прекрасная Нина, которая взяла эту часть на себя.

«Отснялись» мы, на удивление, благополучно: опоздали только трое, при этом, критично не опоздал никто. Очень помогла Эля, которую можно было попросить посмешить друзей, для чего она скакала на надувной зебре и хрюкала.
Троих недостающих (не стоит назначать все съемки на одну и ту же неделю, ага) решено было сфотографировать позже, тем более, что одной из этих троих была лучшая подруга Эстелы, которая на тот момент была в Штатах, и нужно было придумать, как бы это все успешно реализовать. Кроме того, в студии определились, что альбом будем печатать в Украине, а именно у ребят, с которыми давно и успешно работает Алина.

Приехав домой, разобрав фотографии, которые передала Алина, и начав верстку, я обнаружила очевидное: разворот вовсе не означает исключительно две фотографии. Иногда идеальным вариантом было 4-6 кадров (как комикс, ага), очень редко - больше. Для примера, по итогу, в альбом Эли вошло 37 кадров, и это не максимум, с ее альбомом я как-то не особенно заморачивалась. В общем, мы списались с Алиной, и, предварительно согласовав визит с родителями недостающих детей, назначили ее второй приезд на 7 апреля.
Эти дети пришли. Но стоит ли говорить, что половину группы, включая Элю, свалил грипп?..

В общем, остальные мои выезды в садик были уже для конкретных целей: чьих-то фотографий было мало, у кого-то не было фотографий с едой, кто-то не писал прописи, а еще кто-то ходил в садик «по дню через две недели». При этом, каждый новый раз был легче предыдущего: я училась общаться с детьми, дети привыкали ко мне. Они наконец-то перестали дежурно улыбаться в камеру и занялись своими делами. Они начали просить фотографироваться друг с другом, и расспрашивать даже не про альбом, а о жизни. Конечно, учебный процесс моё присутствие изрядно тормозило, потому что я оставалась представителем публики, - как же, мама Эстелы! - перед которой можно устраивать представления. Надо отдать должное воспитателям – они стоически терпели происходящее и помогали, чем могли. С ними нам вообще повезло, но об этом можно отдельный пост написать, еще длиннее.

Группа у Эстелы интересная, и, как оказалось, я не представляла, как там и что. В принципе. Конечно, в какой-то момент меня посвятили в «кто с кем дружит», «кто кого любит», «ну а эти хорошие, но балованые», но до того жизнь моего ребенка в саду виделась мне довольно плоской и понятной. Я не только обнаружила, откуда у Эли взялись какие-то мелкие привычки и фразы, которым мы с К. время от времени удивлялись, но и удостоверилась, что «мне лениво» у неё включается исключительно дома.

С кем-то было изначально очень легко работать («любимчики» у нас с Алиной практически одинаковые), с кем-то нужно было долго говорить, объяснять, показывать. Для меня на начальном этапе это стало довольно-таки существенной проблемой: с Эстелой мы изначально общаемся как со взрослой, и оперировать понятными детям абстракциями из-за этого довольно сложно.
Например, я долго не могла усадить детей для общих фотографий: кто-то из мальчишек обязательно хотел быть впереди, кто-то наоборот, старался спрятаться за спинами одногруппников. Пришлось брать детали конструктора, камеру и показывать, что в зависимости от расположения «кто-то будет нечетким». Поняли, стали садиться нормально. Короче говоря, я в полной мере ощутила, насколько тяжело быть детским фотографом: нужно много говорить, много объяснять и смириться с тем, что на это уйдет минимум половина времени, отведенного на съемку.

Кроме того, мне очень повезло с родителями детей: «специфической» оказалась одна-единственная мама. Конечно, и её мне хватило, чтобы пару раз психануть с мыслями «зачем я это делаю?», но все остальные мамы-папы меня очень поддерживали, так что в болоте депрессивных размышлений я не утонула.

Часть третья: итог.

Проект оказался очень поучительным, во всех отношениях. Который раз меня подвел собственный идеализм: идея делать уникальный альбом для каждого оказалась фантастически трудоемкой. На 42-м часу обработки-компоновки-верстки (и «а теперь несколько раз переделаю, чтобы совсем идеально») я перестала считать потраченное время, потому что от этого становилось страшно. Вдвойне страшно становилось от того, что это только мое время, а ведь мне помогали и тратили своё другие люди.
Спать приходилось мало, о том, чтобы видеться с друзьями-знакомыми в нормальном режиме и речи не шло. Очень поджимали сроки. Потом нервировала вероятность, что не успеют вовремя доставить отпечатанные книги (успели!). На самом выпускном мысли были о том, а понравятся ли альбомы детям. В общем, причин для новых седых волос было более чем достаточно.

С другой стороны, я провела больше времени со своим ребенком, перезнакомилась с ее друзьями и их родителями, посмотрела на сад изнутри (и теперь считаю, что воспитатель – одна из самых тяжелых профессий, ага) и у нашей группы останутся альбомы, которые вряд ли будут спрятаны с глаз долой. А это уже успех.

Фотографы: Алина Кондратенко и я.
Обработка и верстка: снова я.
Художник: Нина (Zira Zulu).
Студия: «Фольга».
Фон для обложек: Alias Ching, Tatsiana Pilipenka, Ani Bunny, Dan Ionut Popescu (via Fotolia) и Катерина Давиденко.
Садик: «Країна дитинства».
Время, потраченное на выполнение проекта – 2 месяца, из них сами съемки заняли около 40 часов. Всего книг 16.





















































































Tags: life, portrait
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →